Христос Воскресе!

Оставить комментарий

Смерть всегда с нами, независимо от нашего возраста, положения или финансовых возможностей. Как бы усиленно ни пытались облечь ее в приемлемые одеяния, она остается нашим главным и в настоящее время непобедимым врагом. Никакая наука не может сказать чего-то обязывающего о происхождении и сущности смерти.

Медицина ставит только вопрос о моменте, начиная с которого человек считается мертвым (смерть, наступившая вследствие прекращения деятельности мозга; смерть, наступившая вследствие прекращения деятельности сердечно-сосудистой системы и т. д). Мы не можем сказать что такое смерть, а видим лишь только ее последствие.

Но смерть является каждому из нас, а попытки ее избежать ни к чему не приводят. Смертью невозможно поделиться, передать или продать кому либо, также невозможно умереть за кого либо, это сугубо личное событие, которое обязательно с нами случится. Смерть неотъемлемое событие каждого человеческого существования, личное событие каждого, в котором все люди равны.

Человек — единственное существо в природе, осознающее свою смерть. В отличие от развития естественнонаучных представлений о мире и человеке, «вопрос смерти» претерпевает обратно пропорциональное «сжатие»: от переполненных глубочайшим смыслом древнеиндийских и древнеегипетских учений, через сказочность эллинских мифов, христианского чистилища, Ада и Рая, до абсолютного ничто, «нуля», «не существования» смерти как состояния, по мнению большинства наших современников.

В представлении современного европейца и властелина природы даже самый малый намек на иллюзорность и конечность его бытия вызывает болезненную реакцию. Смерть как нечто неопознанное, неразгаданное, выходящее за рамки постижения шокировала человека, подрывала картину его целостного представления о мире и центральном звене его — человеке. Смерть нельзя проконтролировать, она неуправляема, ее можно отдалить и приблизить, но избежать — никогда.

Вопросы происхождения и сущности смерти волновали человечество с незапамятных времен. Летописи древнего Ближнего Востока говорят о смерти как неизбежной участи. По мнению древних, только боги, но не люди, наделены бессмертием. В древнем Египте величественные памятники умершим и разработанные погребальные ритуалы свидетельствуют о том, что мысли о смерти и вера в жизнь после смерти не давали египтянам покоя.

По–видимому, египтяне считали, что смерти можно избежать, если вести чистую жизнь и взывать о милости и правосудии к богам преисподней, как об этом говорится в книге мертвых. Греческая философия также внесла свой вклад.

До появления философов во времена Гомера (девятый век до н. э.) греки считали, что смерть приводит к прекращению всякой сознательной жизни и к исчезновению всех мыслей. От человека остается только бесплотная тень, бессознательное «существование» (Илиада, 23:69–107; Одиссея, 11:204–223). Гераклит (ок. 544–484 гг. до н. э.) пришел к выводу, что огонь составляет высшую сущность в нашем мире и что человеческая душа — часть этого огня (О природе, 20,67,77).

Следовательно, душа переживает смерть, тогда как человеческое тело в момент смерти просто переходит в иную форму бытия. Греческая мысль, как это видно на примере Сократа и Платона , изображает смерть желанным другом, освобождающим души, долгое время томящиеся в темнице тела, для новой жизни в духе.

В качестве иллюстрации можно привести произведение Федон, где описываются последние часы в жизни Сократа. Сократ выражал веру в то, что в момент смерти душа освобождается от нечистого тела, чтобы жить на свободе, независимо от тела. Следует отметить «естественность» смерти для древних и иное существование, бытие после смерти. Современный материалистический взгляд на смерть подтверждает естественность этого события для человека, а посмертное существование ускользает от него.

Согласно эволюционному учению жизнь является лишь состоянием материи, которое зиждется лишь на законах физики и химии. При подобном сведении действительности к исключительно материальным явлениям не остается места для дальнейшей жизни после смерти. Человек сводится к биологической машине, причем его абсолютный конец отождествляется со смертью организма. В колеснице эволюционного механизма смерть стоит на службе возникновения следующей жизни. Тем самым путь человеческой жизни следует рассматривать только как вклад, который она внесла в эволюцию.

Христианский взгляд на смерть существенно отличается тем, что смерть в творении не естественна. В книге премудростей Соломона (Апокриф) (1,13) тоже ясно подчеркивается, что смерть не является составной частью первоначального творения: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих». Библия говорит о смерти как о следствии греха человека.

Несмотря на то, что он был предупрежден Богом (Быт. 2,17), человек злоупотребил подаренной ему свободой и впал в грех. С тех пор в силу вошел закон греха: «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6,23). Уже со времени Адама, виновного в том, что смерть вошла в творение (1 Тим. 2,14), в этой цепочке смерти находится все человечество: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12).

Библейское слово, переводимое словом грех, означает совершить ошибку, промахнуться. Одним из синонимов слова грех, в Библии является беззаконие. 1 Иоанна 3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». Закон это порядок, нарушение закона — беззаконие или беспорядок. Предельный беспорядок или беззаконие есть разрушение или смерть.

Нарушение заповеди Бога привело к греху и тому что смерть вошла в творение. Смерть стала следствием греха и наказанием за грех. Когда Библия говорит о смерти, она ни в коем случае не имеет в виду прекращение существования. Библейское определение смерти означает «быть разлученным с...» Следовательно, в переносном смысле это разлука с Богом, обездоленность, потерянность (Лк. 15:24, 32; Евр. 6:1; 9:14; Откр. 3:1).

Человек был создан из праха земного и божественное дыхание вошло в него (Быт 2:7). Жизнь у нас ассоциируется с дыханием как частью Духа, тогда как в момент смерти человек лишается дыхания «испускает дух», происходит физическая смерть. Можно сказать что жизнь это существование с Богом, тогда как смерть это богооставленность, разлука с Богом.

В Писании для обозначения слова смерть используется греческое танатос, обозначающее смерть физическую, духовную и вечную. Так грехопадение означает тройную смерть, то существует и тройное разлучение:

  1. Духовная смерть: Мгновенным следствием грехопадения явилась «духовная смерть» человека, то есть она явилась причиной прекращения его общения с Богом. В таком состоянии живут сегодня все, кто еще не верит в своего Творца. Они не имеют связи с Иисусом Христом и со свидетельством Библии; они духовно мертвы, хотя физически выглядят вполне здоровыми.
  2.  Физическая смерть: Далее наступает очередь физической смерти: «...доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3,19).
  3. Вечная смерть: закрепление состояния смерти духовной навсегда, т.е. вечное разделение человека с Богом.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откровение 21:8)).

Смерть имеет власть над каждым и в царстве смерти есть закон попадания и посмертного существования. Этот вопрос поднимается во всех религиозных традициях. Отношение, что загробное существование хуже и зависит от настоящей жизни, объединяет большинство верований, хотя интерпретации этого существования различны.

Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а загробную жизнь – несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида. Древние евреи относились к преисподней как к чему то неизбежному.

Во всем Ветхом Завете слова, описывающие смерть, предполагают только одну трактовку: полное прекращение жизни, ее проявлений, а также прекращение жизненных функций.Так, Библия изображает умерших как недавно ушедших из этого мира, которые приложились к своим предкам или покоятся вместе с ними в тишине могилы (Быт. 15:15; 3 Цар. 14:31).

Подобно городу, оно имеет ворота, через которые должны пройти умершие (Иов 38:17; Ис. 38:10). Для него характерны мрак, тьма и тени (Иов 10:21, 22; Пс. 142:3), прах (Пс. 7:6; Быт. 3:19) и безмолвие (Пс. 93:17; 113:25); черви — покров его (Ис. 14:11).

Область смерти описывается несколькими техническими терминами. Шеол, что означает, возможно, пустынный район, бесполезное место, является символическим изображением могилы (Быт. 37:35; 3 Цар. 2:6; Притч. 1:12). У ее врат (Ис. 38:10) или челюстей (Пс. 140:7) живут приближающиеся к смерти, которых она вот–вот поглотит в своей ненасытности (Ис. 5:14; Авв. 2:5), а также уловленные в ее сети (2 Цар. 22:6; Пс. 17:6).

Без Божественного вмешательства обратной дороги нет. Существом смерти является отсутствие Бога в ее пределах. Это то что разделяет нас с Богом. Власть смерти огромна, никто не избежит смерти. Христианство указывает нам на закон смерти, который звучит так: грех приводит к смерти.

В этом свете смерть Христа происходит не по закону смерти и он сам говорит: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. (Иоанна 10:18). Это вольная смерть, у Христа не было болезни и греха, Он не должен был умирать.

Разрушается также царство смерти, абсолютная власть ее над человеком, входя в смерть, преодолевается разрыв между человеком и Богом. Смерть личное событие богочеловека Иисуса Христа, человека в котором присутствует вся полнота божественного. Можно сказать что Бог участвует в смерти человека, что означает для

Бога предел самоуничижения, а для человека встречу с Богом в смерти. Для Бога испытать смерть противоестественно, так как Бог это полнота жизни. Без человека невозможно Ему испытать смерть. Смерть это то, что разделяет человека с Богом, самое «человечное» что есть в человеке. Ч

ерез смерть Иисуса, Бог проникает в царство мертвых и «рассеяна тьма, врата адовы сокрушены и озарились светом все твари, бывшие прежде во тьме.» Преп. Ефрем Сирин. Бог своим светом разрушил царство смерти изнутри. Царство смерти противоположно Богу, но спустившись в ад, Христос извлек души праведников, открыв врата рая, вход в жизнь вечную.

Смерть Христа освободила человечество от смерти вечной. Место смерти в творении после воскресения Христа изменяется. В смерти сгорают все грехи и болезни и человек встречается с Иисусом Христом. Мир мертвых уже не обособлен от Бога. Воплотившись в Иисусе Христе, Бог потенциально соединился со всем человечеством, в смерти Иисуса Христа, Бог актуально соединяется со всем человечеством, так как смерть является личным событием для человека в которой участвует Бог.

В этом всемирно-историческое значение смерти Христа. До самой смерти Христос продолжает молиться о своих палачах и на примере раскаиванияразбойника показывает нам путь в жизнь вечную. Ощущает Спаситель и богооставленность, момент смерти: Боже мой! Боже мой! Зачем оставил ты меня? (Мк. 15,34).

Но после произносит: «Свершилось» Иоанна 19:30 и «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46), принимая в полном сознании и свободной воле вход в царство смерти. После чего происходит воскресение. Христос воскресе из мертвых и смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Всех с праздником!

Похожие статьи:

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту. Даже малая часть рекомендаций на блоге, будет способствовать вашим позитивным изменениям
Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *