И снова здравствуйте! Согласитесь, что знание теоретических основ йоги помогает ее практической стороне. Вы уже познакомились с ашатанга виньяса йогой на страницах блога. Сегодня я подготовил для вас материал, дающий наиболее полное понимание того, что такое аштанга йога.
Прочитав его, вам откроются более глубокие мотивы для продолжения и усовершенствования своей практики. Если обращаться к истории, то всем известный факт в том, что принципы аштанга-йоги изложил в тексте «Йога-сутры» философ Патанджали во 2 в. до н.э. На его виденье мы и будем опираться, разбирая все по полочкам.
Понятие
«Аштанга-йога» в переводе означает «йога восьми ступеней». Но не стоит понимать слово «ступени» буквально. Правильнее будет воспринимать их как ветви одного дерева, ведь осваивая одни ступени и переходя к новым вершинам, человек продолжает нести в себе наработки предыдущих ступеней, не отбрасывая их как пройденный этап. Успех в достижении конечной цели заключается в накоплении опыта всех этапов пути.
Цель
Сама цель хорошо прослеживается во второй сутре древнего текста. Она звучит как «Читта Вритти Ниродхах». Так как проходя сквозь века, значение слов меняется, в разных источниках варианты перевода разнятся, но основная мысль одна. Эти слова примерно означают «сдерживание колебаний ума».
По-научному это, наверное, могло бы звучать как «остановка внутреннего диалога», но суть йоги, конечно, гораздо шире. В конечном итоге йог может не только взять под контроль свое тело и ум, но и соединить свое энергетическое поле с божественным источником, что полностью исключает другие потребности или цели.
Описание каждой ступени
Может ли достичь этого простой смертный? Несомненно, но каждая ступень, каждый шаг к этому – это определенная работа над собой и требуется полная отдача. Патанджали четко определил последовательность действий практикующего на протяжении всей садханы (поиска истины). Рассмотрим их подробно.
Ступень 1. Яма.
Это усилия человека по избавлению от своих порочных действий и мыслей, без выполнения которых дальнейшие шаги бессмысленны. Автор сутр включил в них следующее:
- Ахимса. Жизнь в гармонии с природой и социумом без причинения кому-либо вреда. Сюда входит развитие сострадания ко всем живым существам, вегетарианское питание, неиспользование натурального меха и кожи, экономия водных ресурсов, доброжелательное отношение ко всем, отсутствие злых намерений и др.
- Сатья. Честность по отношению к себе и окружающим. Важно говорить людям правду и не обманывать самого себя. В ином случае, погружая и погружаясь в заблуждения, человек неизбежно создает себе новые кармические влияния, которые рано или поздно его настигнут.
- Астея. Отсутствие желания присвоить себе вещи других людей. Попросту говоря, не воровать. В век нынешних технологий помимо материальных вещей существует информационная собственность, плагиат которой также является нарушением этого предписания.
- Брахмачарья. Воздержание от чувственных удовольствий (секс, слава, роскошная пища и т.д.) в пользу перенаправления освободившейся энергии на продвижение в практике.
- Апариграха. Избавление от любых привязанностей (к людям, вещам, деньгам, местам и пр.), отказ от накопительства и богатства.
Ступень 2. Нийяма.
Нийяма подразумевает развитие в себе благоприятных качеств и привычек, способствующих духовному росту. Здесь также 5 основных наставлений:
- Шауча. Поддержание чистоты на всех уровнях бытия – тела, ума и речи. К очищению телесной оболочки относится: ежедневное омовение, чистка зубов и языка, практика очистительных процедур (шаткарм) и пр. Ум целенаправленно движется в сторону благостных мыслей. Очищение речи – это произношение исключительно красивых и добрых слов, грамотное их формулирование, периодическая практика обета молчания и т.д.
- Сантоша. Удовлетворенность тем, что вы имеете. Принятие своей жизни такой, какая она есть.
- Тапасья. Это добровольная аскеза (ограничение) от так называемых «благ» материального мира. Все устремления йога направлены на духовный прогресс, а не на потворство мнимым желаниям, навязанным ему обществом.
- Свадхьяя. Познание самого себя и своего места в существующем мире. Достигается это путем глубокого самоанализа, философских размышлений, изучения авторитетной духовной литературы и пр.
- Ишвара пранидхана. Смиренность и понимание того, что все в мире пропитано присутствием Бога (Ишвары). Беспрекословное доверие ко всему происходящему.
Живя по принципам первых двух степеней, человек обретает простую жизнь снаружи и богатую наполненную внутри. При этом вся его энергия уходит в правильное русло.
Ступень 3. Асана.
Асана – это устойчивое положение тела, во время которого внимание ума устремлено в одну точку. Подразумевается то, что человек должен подготовить свое тело для нахождения подолгу в одной позе во время медитации. Для того, чтобы такое монотонное положение не приносило дискомфорт, необходимо развить выносливость и гибкость физического тела с помощью практики асан.
Ступень 4. Пранаяма.
Пранаяма – это комплекс дыхательных упражнений, способствующих равномерному распределению жизненной силы по энергетическим каналам человека. Секрет также в том, что спокойное еле заметное дыхание замедляет мыслительные процессы и ум тоже становится спокойнее.
Первые четыре ступени восьмиступенчатой йоги – это именно то, что мы называем хатха-йога, основные асаны и пранаямы которой, вы можете освоить под моим руководством Наша студия йоги находится в Санкт-Петербурге и имеет программы как для начинающих, так и для продвинутых йогов. Беременность не является противопоказанием.
После того, как ваше тело и желания стали вам подвластны, вы готовы приступить к следующим шагам, которые теперь направлены исключительно внутрь себя. Для ощутимого прогресса многие в этот период покидают социум.
Ступень 5. Пратьяхара.
Это работа над осознанным притуплением органов чувств. Внешние объекты и воздействия должны игнорироваться и не восприниматься. Все внимание уходит на внутренние ощущения.
Ступень 6. Дхарана.
Активная тренировка ума, совершенство концентрации на объектах. Объекты могут быть и внешние, и внутренние, главное, чтобы это происходило как можно дольше по времени.
Ступень 7. Дхьяна.
Собственно, это сама медитация. Сосредоточенное погружение в созерцательные процессы с отсутствием каких-либо мыслей. Ум взят под контроль.
Ступень 8. Самадхи.
Конечная цель йоги, которую принято называть просветлением, так как во все существо человека начинает проникать божественный свет и его оболочка сияет. Садхака больше не отождествляет себя с материей, а осознает свое единство с Высшим Абсолютом. Это мудрость в высшем ее проявлении.
Так как последние четыре ступени подразумевают внутреннюю работу, то сложно говорить о ней обобщенно, ведь у каждого индивидуума свои собственные, ни на что не похожие результаты практики. Которые к тому же с трудом поддаются словесному описанию.
Я желаю вам целенаправленно двигаться по тропинке жизни и добиваться незыблемых высот! Тем более что примерный путь вам теперь известен! Если возникли вопросы, пишите их в комментариях к статье