От привычного также трудно отказаться, как и изменить характер, а ряд устойчивых привычек формирует отчасти и характер. Впервые эта тема встречается в труде великого философа Древней Греции Аристотеля «Риторика» в форме: «Привычка становится уже природным свойством».
Римский государственный деятель и оратор Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106—43 дон. э.), видимо, вдохновляясь Аристотелевой мыслью, пишет в своем сочинении «О пределах добра и зла»: «Привычка есть как бы вторая натура».
Эта же мысль была высказана богословом и основоположником средневековой философии Блаженным Августином (353—430) в труде «Против Юлиана»: «Привычка — вторая натура». В его версии эта фраза и стала крылатой.
Давайте попробуем «погрузиться» в это выражение, чтобы понять как это относится именно к мне лично, а не вообще. Сразу приходит на ум, что привычки могут быть отрицательными и положительными или с одной стороны пагубными, с другой спасительными.
Если мы говорим вторая натура, значит можно предположить что существует первая, вероятно для нас основная. Перефразируя нашу крылатую фразу можно сказать, что мы становимся другими под воздействием привычек. И теперь начинается самое интересное, когда мы понимаем какого качества наши привычки, нам становится понятно какими они нас делают.
Но это знание и остается знанием в теории, а на практике это мало что меняет, взять хотя бы привычку курить. Понять почему так происходит, поможет понимание как работает механизм формирования привычки. Привычкой мы называем то что уже находится внутри нас и формирует нашу натуру, но явление их вызывающее существует снаружи.
То есть, мы сами, часто неосознанно, пускаем их внутрь, а потом работаем на них. Как было замечено нами на примере курения, понимание пагубности привычки не избавляет от нее. Большинство даже защищают их, мотивируя свободой выбора, и при случае указывают другим на их схожие привычки. «Где же выход?» — спросите вы. «Там же где вход!»- отвечу вам.
При более глубоком рассмотрении проблемы, можно заметить, что пагубные привычки не требуют нашего усердия и даются нам легче чем спасительные. Вспомните сами сколько раз вы планировали, к примеру, каждое утро встать рано и пойти на пробежку или на йогу. Либо не есть на ночь или исключить плюшки из рациона.
Я не говорю о «бросании» курить, пить сидеть в компе и тд. Каждый может вспомнить массу собственных примеров и кто был в них проигравший. Хотя есть и «победы», но где они кроме воспоминаний и в утвердившихся положительных привычках. У спасительных привычек тоже есть свои особенности, как только мы прекращаем их «подпитывать», они исчезают, при этом возникает тысячи причин не следовать им.
Можно сделать вывод, что пагубные привычки не хотят уходить и требуют постоянной «подпитки», когда как спасительные не хотят внедряться и также требуют постоянной «подпитки». Сначала необходимо выявить привычку, затем ее качество. Пагубную «обесточить», а спасительную «подпитывать» И не путаем!
Тогда положительные привычки будут замещать отрицательные. Рассмотрим пример с занятиями йогой. Стоит начать ходить регулярно на занятия, мы видим результат положительной привычки (практики йоги). Как только прекращаем, сдавшись под натиском «причин», опять видим результат (как сложно опять «включиться»)
Экспериментируйте над собой, но есть несколько советов:
- не беритесь сразу за все привычки, выявите одну сначала, пагубную и лишите ее «подпитки», настолько насколько необходимо (неделю месяц или больше)
- пробуйте с положительными, следите за противодействием и мягко гните свою линию.
- не унывайте, если победа не на ваше стороне
- помните, что привычек хватит не на одну жизнь и кроме вас никто с ними не разберется
- не забывайте, лень не дремлет, уныние и сомнения ждут удобного момента. Все в ваших руках и делаете это вы для себя!
В следующих статьях будут практические рекомендации, как избавиться от вредных привычек и заменить их полезными.